Основу древней китайской медицины составило учение о двух противоположных началах ИНЬ и ЯН. В трактате «Хуан Ди Нэй-цзен» сказано: «Энергия неба - есть начало жизни. Эта энергия есть не что иное, как Инь и Ян, которые порождают все вещества и вещи».
Любой объект, процесс или явление, включая человека и Вселенную, имеет свой закон развития или путь, по-китайски Дао. Это путь, по которому идет природа.
Дао - изначальный единый принцип Вселенной, разделяясь, порождает две силы - Инь и Ян. Поэтому путь Дао есть динамика процессов Инь и Ян. Это две стороны, две противоположности любого процесса или явления. Везде и во всем есть два противоположных начала, два полюса или антипода. Их взаимодействие и чередование обеспечивает процесс развития и цикличность любого явления.
Инь и Ян представляет собой конкретные формы, как противоположные начала включены во все предметы и явления природы. Инь и Ян, хотя и являются противоположными началами, их противоположность не постоянна. Они не рассматриваются как бы застывшими во времени, данными раз и навсегда. Инь и Ян имеют свои процессы внутреннего развития. Развиваются каждый внутри себя и имеют взаимные переходы. Так, процветание Инь рождает Ян, процветание Ян рождает Инь.
В структуре каждой противоположности можно обнаружить элементы другой. Так, в Ян заложен Инь и, в свою очередь, в Инь заложен элемент Ян. Этим самым образуется взаимопроникающая связь. Взаимообуславливающие и взаимопроникающие связи создают полную гармонию мира и жизни.
В нормальном состоянии, то есть в здоровом организме, обществе, природе между Инь и Ян должна быть сохранена тесная связь и полное уравновешивание. Инь и Ян должны сменяться, чередоваться в соответствии с ритмами Вселенной. В этом и состоит путь Дао.
При нарушении равновесия Инь Ян, что возможно в результате преобладания одного над другим, возникают аномальные явления или даже раскол Инь и Ян, обрыв их связи, которые ведут к уничтожению предметов и явлений мира.
Взаимодействуя и развиваясь, Инь и Ян порождают тончайшие энергетические токи - жизненную энергию Ци. Ци вокруг нас и внутри нас. Всегда изменяется, следуя природным законам Инь Ян, смене дня и ночи, временам года, фазам Луны, движениям планет.
Гармония Ци, равновесие Инь Ян необходимы для хорошего функционирования любого живого существа. Энергия Ци связывает Инь и Ян воедино. Благодаря контролю над энергией Ци, возможно наиболее легким путем достичь гармонии Инь Ян.
Инь символизируется черной частью, представляет все пассивное, воспринимающее, темное, холодное. Ян символизируется белой частью, представляет все активное, утверждающее, яркое и теплое. Это две активные силы жизни, две основные тенденции всего сущего.
Все процессы, происходящие в природе и в обществе, подчиняются циклической смене сил Инь Ян. Эти изменения постоянны от малого Ян к большому Ян, далее от малого Инь к большому Инь и т.д. Один из наиболее примитивных примеров смены Инь и Ян - смена времен года.
Любое единое целое (явление, существо, состояние и т.д.) состоит из двух противоположных начал - Инь и Ян, соперничающих и дополняющих друг друга. При этом ни Инь, ни Ян не могут существовать изолированно друг от друга.
Действие начал Инь Ян заключается в следующем:
- они стремятся подавить друг друга;
- оба начала находятся в тесной взаимосвязи и способны превращаться одно в другое: «в Инь есть Ян, в Ян есть Инь»;
- борьба и взаимопревращение Инь и Ян дают источник развития и преобразования;
- нарушение гармонии между Инь и Ян ведет к нарушению всякого движения, развития.
Инь и Ян находятся в состоянии постоянного противоборства, они ограничивают друг друга. Если одно начало доминирует, то возникает недостаток другого, и наоборот.
В книге «Су-вэнь» написано, что Инь борется внутри, а Ян вызывает волнение снаружи, так как Инь ведает внутренней средой, а Ян - внешними проявлениями. Когда Инь и Ян противоборствуют друг с другом вверху и внизу, то возникают явления пустоты и заполнения при этом Инь и Ян сменяют друг друга.
Постоянная борьба Инь Ян, стремление к вытеснению друг друга являются движущей силой изменения и развития вещей.
Как полярные противоположности, Инь и Ян зависят друг от друга:
- Ян означает верх, Инь - низ (без верха не может быть низа, и наоборот);
- левая сторона тела соответствует Ян, правая - Инь (без правой стороны нет левой, и наоборот);
- жара соответствует Ян, холод - Инь (без жары нет холода, и наоборот);
- переполнение, избыточная функция соответствуют Ян, опорожнение, слабость функции - Инь (без переполнения нет опорожнения, и наоборот).
Эта взаимозависимость Инь и Ян обозначается в китайском языке «взаимным корнем». Инь и Ян служат друг для друга производным началом, то есть взаимно вызывают друг друга: Инь не в состоянии произвести себя, так как нуждается для этого в Ян, и наоборот. Теория Инь Ян занимает центральное место в древней китайской медицине. Это привело к созданию особой терапевтической методологии, которая управляет клинической практикой.
В человеческом организме Инь обозначает материальные составляющие тела, а Ян - его функции. Деятельность организма относится к Ян, а пищевые вещества - к Инь; Инь сохраняется внутри и является материальной основой для Ян, а Ян внешне функционирует как проявление деятельности Инь.
В соответствии с представлениями современной западной медицины, структуры органов тела образуют материальную основу различных функций, что в традиционной медицине находит выражение в словах: Инь является сторожем Ян.
Инь и Ян никогда не находятся в покое, они постоянно дополняют и изменяют друг друга. Если Ян отступает, то увеличивается Инь, а если отступает Инь, то происходит увеличение Ян.
В традиционной китайской медицине считается, что органы Ян функционируют за счет потребления продуктов питания Инь; при этом происходит увеличение Ян и ослабление Инь. В то же время обмен веществ, обусловленный поступлением в организм продуктов питания Инь, требует расхода некоторого количества энергии Ян. В этом случае происходит усиление Инь и ослабление Ян. В нормальных условиях эти процессы находятся в равновесии.
Если же ослабление или усиление переходит известные границы, то состояние равновесия может нарушиться, - возникает избыток Инь или Ян, что ведет к различным патологическим процессам.
Инь может превратиться в Ян, а Ян - в Инь, и если процессы сокращения и увеличения Инь и Ян состоят в количественных изменениях, то процесс превращения Инь в Ян (и наоборот) представляет собой изменение качества.
В книге «Су-вэнь» говорится: «Когда Инь достигает максимума, он превращается в Ян... Когда холод достигает своей вершины, он становится жаром, когда жар достиг вершины, возникает холод». Однако Инь не может претерпеть превращения без некоторого количества Ян, а Ян не может подвергнуться превращению без Инь, то есть условием того, что может произойти превращение количества противоположного начала.
Это символизирует черная точка на белом и белая точка на черном поле схемы Великого Предела.
Концепция Инь Ян служит основой не только теоретических представлений древней восточной медицины, но и основой диагностики и лечения.
Основным в жизнедеятельности человеческого организма является уравновешенное соотношение Инь и Ян, полная их гармония. Нарушение этого равновесия ведет к патологии.
В целом любое физическое или психическое состояние, при котором наблюдается избыточность по сравнению с принятой нормой, относят к Ян состояниям, а недостаточность к Инь состояниям (например, жар - это Ян состояние, а озноб – Инь состояние).
Таким образом, все типичные симптомы различных болезненных состояний можно распределить на две основные группы – Ян синдромы и Инь синдромы.
Исходя из принципа равновесия Инь и Ян, главная задача лечения в восточной медицине - восстановление нарушенного баланса Инь Ян, обеспечение гармонии, что, по европейским представлениям, является задачей восстановления гомеостаза, стимуляции защитных сил и реактивной способности организма.
Концепция Инь Ян предполагает рассмотрение любого явления в единстве того, что сейчас называют интегративным подходом. Для китайского врача не существует больного желудка или больных почек, он видит сразу все тело во взаимодействии его частей.
Люди, как и все в природе, также подразделяются по своему типу на Инь и Ян. Но очень редко люди бывают равномерно Инь или Ян. В чем-то могут преобладать иньские тенденции, в чем-то янские. С пребыванием Ян убывает Инь, и наоборот