Мудрами называют определенные положения пальцев рук. Для йогов они означают создание некоей энергетической конфигурации, позволяющей воздействовать на душу и тело. Мудры снимают стресс, выводят токсины, избавляют от болей и напряжения, улучшают работу разных органов, повышают общий тонус и защитные силы организма, помогают обрести спокойствие, сосредоточение и единство с окружающим миром.
Откровение в жестах
Мудры пришли из глубины тысячелетий, из доарийского периода истории Индии. Индуисты считают, что эти движения посредством своего танца передал людям Шива, один из трех верховных богов индуистского пантеона – его называют «Сотворяющим мир силой космического танца». Ритуальные жесты-мудры использовались в храмовых танцах – эти характерные движения рук можно наблюдать в индийском кино. «Из индуизма мудры пришли в буддизм, – рассказывает учитель йоги Елена Ульмасбаева. – Девять основных мудр, называемых мудрами Будды, использовали для обозначения разных этапов медитации. Затем мудры стали одним из элементов буддистской иконографии – каждое положение рук в изображении Будды несло в себе определенную символику».
Многие из этих движений универсальны, ведь руки являются инструментом взаимодействия с миром, а жесты – одним из способов невербальной коммуникации. Подобия этих ритуальных жестов можно встретить в разных культурах: например, знак «ОК» похож на мудру Знания. Это объясняется тем, что все наши жесты связаны с внутренними и внешними энергетическими процессами, которые подчиняются универсальным законам природы.
Мудры просты в исполнении и могут стать регулярной практикой. Это один из немногих способов занятий йогой самостоятельно, практически в любых условиях – что оптимально для людей, которым всегда не хватает времени. Упражнения можно выполнять в любом удобном положении: сидя, стоя, лежа. Руки следует держать на уровне груди.
«Некоторые мудры можно практиковать в любых жизненных ситуациях, когда есть несколько свободных минут (на пляже, принимая ванну) или когда человек попадает в стрессовую ситуацию, например в пробках, – рассказывает учитель хатха-йоги Александр Скопцов. – В таких случаях руки можно держать на коленях или вдоль тела – так, как будет вам удобно». Для начала нужно выровнять дыхание: выдох должен быть длиннее вдоха (например, вдох – на три счета, выдох – на пять). Затем можно начать выполнять мудры – обеими руками, без напряжения, мягко надавливая на подушечки пальцев и размеренно дыша через нос.
Если вы хотите справиться с конкретной проблемой, то можно выбрать 2–3 соответствующих упражнения. Делать их следует ежедневно три раза в день – каждую мудру по 2–5 минут.
Есть другая система: выполнять 3–4 мудры ежедневно два раза в день – чтобы утром зарядиться энергией, а вечером расслабиться. Благодаря такому комплексу простых упражнений можно быть всегда в форме. Мудры можно выполнять, сидя в позе лотоса, комбинировать с асанами на равновесие или совмещать с медитацией. Существуют способы усилить действие мудр – при помощи дыхательных упражнений, установок, визуализации, трав, питания, музыки и цвета.
Если человек начинает выполнять мудры в состоянии напряжения, беспокойства, стресса, происходит переключение его внимания, и напряжение постепенно уходит. Вообще эффект воздействия мудр можно рассматривать на нескольких уровнях. Если принять идею о том, что человек – не просто физическое тело, а некая энергетическая субстанция, которая находится в неразрывной связи с тонкими структурами внешнего мира, то можно сказать, что, практикуя мудры, мы замыкаем определенные энергетические каналы. Таким образом мы взаимодействуем с миром, частью которого являемся, восстанавливаем гармонию с ним. С точки зрения аюрведы или традиционной китайской медицины мы работаем с определенными акупунктурными точки, расположенными на ладонях и пальцах. Наконец, с точки зрения йоги мудры – это один способов работы с телом, а через него мы воздействуем и на наши душу и сознание. Это научно подтвержденная идея: развитие мелкой моторики пальцев влияет на развитие мозга, что широко используется в педиатрии. Мне кажется, имеет смысл обучать мудрам детей – в виде игры. Эти развивающие упражнения укрепляют связь с телом и принесут только пользу.
На протяжении тысячелетий знание практик йоги, таких, как асаны и пранаяма, было доступно для большей части населения Индии, особенно если они были убежденными искателями истины. Однако знание высших, более мощных практик было привилегией немногих избранных, поскольку оно либо устно передавалось гуру (духовным учителем) своим ученикам, либо извлекалось из санскритских текстов, написанных древними Риши (Мудрецами). В настоящее время огромное количество людей во всем мире готово и стремится ускорить свое духовное развитие. Искатель наших дней полон вопросов и ищет путь, ведущий к самореализации. Новый век характеризуется широким распространением практик, которые до недавнего времени были секретами, хранившимися в строжайшей тайне. Одни из самых важных таких практик — мудры йоги.
Считается, что мудры — даже более важные и мощные практики, чем асаны и пранаямы, так как они помогают пробудить в человеке спящую силу — кундалини-шакти. Самым древним литературным источником, посвященным мудрам (и другим практикам йоги), является «Гхеранда-Самхита» — трактат по хатха-йоге, автором которого считается риши Гхеранда. В этой книге Шива (Бог йогов), рассказывая о йоге своей супруге и ученице Парвати, говорит:
«О Дэви, я рассказал тебе о мудрах, знание которых подарит тебе все сиддхи (силы)».
«Мудра» — это определенный жест или позиция, выражающие состояние духа человека. В индийской системе классического танца, мудры — это символические жесты рук, которые передают определенные настроения и эмоции. В йоге многие из мудр также выполняются руками, например йони-мудра или чин-мудра. Они преследуют ту же цель, что и в танце, — вызвать в практикующем созерцательное настроение.
Некоторые мудры используются также для того, чтобы управлять непроизвольными физиологическими процессами, обычно происходящими без участия сознательного ума. Мудры позволяют практикующему развить способность чувствовать потоки жизненной энергии (праны) внутри тонкого тела и осуществлять сознательное управление этими потоками. Например, направлять их в любую часть своего тела (с целью самолечения) и даже за его пределы (с целью лечения других людей).
Многие из мудр являются ансамблем различных бандх, асан и пранаям, объединенных в одну практику. Таким образом, можно создавать очень мощные комбинации, подбирая такие составные части, которые бы усиливали полезные воздействия друг друга. Мудры подготавливают ум к медитации, делая его способным концентрироваться на одной точке (экаграта) и отвлекая чувства от объектов (пратьяхара).
Мудры и Бандхи – определённые положения тела, при помощи которых хорошо пробуждается Кундалини. В Гхеранда Самхите дано описание 25 Мудр и Бандх.
Многие вышеуказанные упражнения тесно связаны между собой. В одном упражнении у вас будет комбинация 2-3 Бандх и Мудр. Это вы найдёте в соответствующем описании. Многие ученики не могут найти точное описание некоторых Мудр в текстах Хатха Йоги, поэтому не могут получить пользу от них.
Когда йогические упражнения выполняются регулярно и правильно, они, несомненно, подарят вам всё, что вы хотите.
С помощью Мудр и Бандх излечиваются: диспепсия, запор, геморрой, кашель, астма, увеличение селезёнки, венерические болезни, проказа и всевозможные неизлечимые болезни. Это самые эффективные упражнения для поддержания Брахмачарьи, без которой невозможно продвижение по духовному пути.
Благотворность воздействия практики мудр на здоровье человеческого тела переоценить невозможно, однако, учитывая их мощное влияние на гормональную сферу, следует проявлять осторожность в использовании их детьми. Маленькие дети могут выполнять любые тренировочные асаны, но практика всех мудр, кроме Йога-мудры, им строго противопоказана. Начинать практиковать мудры девочки могут только после того, как у них установится менструальный цикл, а мальчики — по достижении двенадцати лет в холодных странах и в странах с умеренным климатом, и по достижении одиннадцати лет — в субтропиках и тропиках. Практика мудр в более раннем возрасте может пагубно отразиться на общем физическом развитии ребенка, его здоровье и в особенности на становлении его психики.